В связи с этим Российский книжный союз выступил с заявлением: "Во все времена культура стремилась быть выше политики, не разъединять, а связывать народы, устанавливать мосты взаимопонимания"...
Общеизвестно, что 60% украинцев предпочитают читать книги на русском языке и введённые запретительные меры ударят в первую очередь по жителям Украины, нарушат их права на доступ к информации, к книгам российских писателей, ведущих зарубежных авторов, чьи произведения традиционно качественно переводятся на русский язык".
В заявлении указано, что "решение о санкциях наносит ущерб соблюдению Украиной международного права, поскольку противоречит принципам и целям Соглашения государств - членов ООН о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" от 17 июня 1950 г. ("Флорентийское соглашение")". РКС призывает "власти Украины, всех честных, порядочных и неравнодушных граждан страны остановить неправомерные действия, которые нарушают свободный обмен идеями и знаниями, препятствуют интеллектуальному, культурному и духовному прогрессу и международному взаимопониманию".
Послемайданная история тянется уже несколько лет. Правда, раньше запреты на книги из России носили "точечный" характер. Порядка 200 российских изданий были запрещены для ввоза на Украину на том основании, что они направлены "на ликвидацию независимости Украины". Это книги об истории российско-украинских отношений, о Крыме, о войне в Донбассе. Была там даже русская классика, которая запрещалась под смешными предлогами: "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова издательства "Азбука-Аттикус" запретили лишь потому, что автор предисловия "пропагандирует представителей российского кино Юрия Кару, Николая Бурляева, Валентина Гафта, которые внесены на Украине в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности".
Анну Ахматову (Горенко) - и ту запретили на Украине.
Но вот санкции налагаются не на конкретные книги и даже не на неугодных авторов, а на целые издательства, среди которых такие гиганты, как "Эксмо", АСТ, и другие, которые издают, по сути, основную массу художественной и документальной литературы на русском языке, в том числе и зарубежную, причем в очень качественных переводах. Нет никаких разумных объяснений. Если это не попытка задушить свободный книжный рынок на Украине как таковой, если это действительно политика и, так сказать, защита своих границ, то принцип этот можно определить так: "Не будем ввозить зерно, потому что в вагонах с ним можно спрятать оружие". И пусть лучше все умрут от голода.
На самом деле запрет на ввоз книг из России - а фактически идет к этому - это, конечно, преступление против собственного народа, по крайней мере большей его половины. Цивилизационное преступление, потому что книги - одно из величайших достижений человеческой цивилизации, среди которых и русская литература, и в целом литература на русском языке. Неужели дойдет до того, что книги из России будут ввозиться "контрабандой", тайком, как когда-то ввозилась в СССР "запрещенная" русская литература из-за рубежа? Украина хочет вернуться на полвека назад?
Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний "ЛитРес":
"Сейчас на украинский рынок приходится небольшая доля продаж группы компаний "ЛитРес" - не более 2%. Поэтому на общем объеме выручки санкции, можно сказать, не отразятся. Хуже всего то, что эти меры приведут к фактическому уничтожению рынка легальных электронных книг на Украине. Ограничивая возможность читателя законно приобрести легальный контент, власти вынуждают его обращаться к пиратским ресурсам и нарушать авторское право и закон. Это фактически отбросит Украину как легальный рынок интеллектуального продукта на годы назад. Об этом можно только сожалеть".
Леонид Палько, генеральный директор издательства "Вече":
"История учит извлекать уроки прошлого, чтобы исключить ошибки в будущем. Эта экономическая диверсия против российского издательского рынка - попытка нынешней политической власти Украины закрыть глаза на исторические реалии. Искусственное ограничение доступа к российской литературе исторической и, в особенности, патриотической, тематики - это нарушение прав и свобод русскоговорящего населения Украины".
Подготовила Людмила Прохорова.